Смоленский форум: Сабвуферы автомобильные - Смоленский форум

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Сабвуферы автомобильные

#1 Пользователь офлайн   fullмалевич Иконка

  • авторитет
  • Иконка
  • Перейти к галерее
  • Вставить ник
  • Цитировать
  • Раскрыть информацию
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 10 410
  • Регистрация: 26 Октябрь 09

Отправлено 07 Январь 2012 - 19:43

Захотелось мне немного написать на тему автомобильных сабвуферов :ar: потому , что некоторое время имел отношение к автозвуковому роду деятельности. В итоге насмотрелся и таких речей , от всевозможных умников наслушался , что решил внести ясность на счёт этого вопроса , для всех остальных. :bm:
А то ведь делают и думают , что правильно делают , хотя на самом деле такого горбатого лепят..... :bs:
Возможно для тех кто считает качественным , тот сабвуфер , от которого начинает задний номер автомобиля дребезжать :bo: :bm: , многое будет открытием.
Итак по порядку.
Думаю подробно останавливаться на том , что сабфувер это динамик для воспроизведения низкочастотного диапазона звуковых частот (примерно 20-250 Герц , в зависимости от размера и конструкции) не будем. Да именно динамик и никак иначе (для :bd: можно ещё обозвать низкочастотной головкой)
Существуют сабвуферные динамики (free air) для работы в бескорпусном варианте звуковой системы , то есть которые , к примеру, можно просто врезать в заднюю полку автомобиля и он будет вполне достойно звучать , используя в качестве корпуса объём багажника автомобиля.
Но большая часть сабвуферных (НЧ) динамиков всё же рассчитана на работу в корпусе , который может иметь различные варианты исполнения (закрытый , фазоинверторный , бандпасс)

Для тех кто в принципе не понимает для какой цели служит сабвуфер в автомобильной аудиосистеме , стоит отметить , что он ставится не для того , чтобы соседям из дома , ночью "насолить" или привлечь внимание окружающих :bm: а с вполне прозаичной целью - чтобы устранить перегрузку по НЧ с основных динамиков системы (работающих от магнитолы (не самый лучший вариант) либо от усилителя (предпочтительный вариант)) и сделать воспроизведение низкочастотной составляющей более насыщенным и лишённым искажений.
Не стану подробно останавливаться на настройке - частоты среза то есть на настройке диапазона где происходит "согласование" сабвуфера и основных динамиков аудиосистемы. Скажу только , что настройка эта выполняется при помощи встроенных ВЧ-НЧ фильтров , имеющихся как в магнитолах (ценовой категории выше средней) так и практически во всех усилителях (в том числе и в усилителях активных сабвуферов) , регулировки которых выведены на панель усилителя.
Добавлю сюда же , что как правило подводимая к сабвуферу звуковая мощность от усилителя мощности , должна в 3 раза превышать мощность подводимую к основным динамикам аудиосистемы.
Ну а теперь вернёмся к самим головкам их характеристикам и разновидностям.
По физическому размеру , они бывают 8" , 10" , 12" , 15" дюймов ,
15" дюймов появились относительно недавно и честно их использование в автомобиле :ca: , но как говорится хозяин - барин :bm:
Самыми же ходовыми считаются 10" и 12" дюймов , 8" дюймов это скажем так недосабвуфер.
Так как на самом деле эффективное воспроизведение самых низких частот звукового диапазона напрямую зависит от размера диффузора головки , чем больше тем более низкую частоту способен воспроизводить саб.
По форме как правило диффузор головки имеет круглую форму , хотя бывают исключения к примеру головки kicker

Изображение

Из электрических параметров стоит отметить сопротивление звуковой катушки головки , как правило в большей части головок оно имеет значение 4 Ома , но бывают головки имеющие и две катушки с отдельными выводами (каждая катушка по 4 Ома) , в зависимости от схемы подключения такой 2-х катушечной головки её сопротивление может быть 2 Ома , 4 Ома , 8 Ом
Сразу оговорюсь , что при работе усилителя на нагрузку в 2 Ома мощность отдаваемая усилителем значительно возрастает , но как правило в ущерб качеству звука из-за повышения нелинейных искажений (искажений звука , хрип) увеличивающихся в усилителе при снижении соппротивления нагрузки. Оптимальным (как правило) считается сопротивление 4 Ома.
Ниже приведена наглядная схема различных вариантов подключения сабвуферной головки 1 и 2-х катушечной с сопротивлением катушки в 4 ома

Изображение

Далее за основными электрическими параметрами следуют параметры технологического плана так называемые параметры Тилля-Смолла , которые учитываются при изготовлении корпуса для сабвуфера и во многом определяют его пазмер и форму исполнения.
Эти параметры используются большинством компьютерных программ по расчету ящиков и указываются в паспортных данных идущих с динамиком.
Это -

Fs - Частота собственного резонанса динамика в открытом пространстве.
Fc - Резонансная частота в закрытом ящике.
Qts - Полная добротность на резонансной частоте.
Qes - Электрическая добротность на резонансной частоте.
Qms - Механическая добротность на резонансной частоте.
Vas - Эквивалентный объем динамика.
D - Эффективный диаметр диффузора.
Xmax - Максимальное смещение диффузора
АЧХ - Амплитудно частотная характеристика

Подробно на расчёте останавливатся не стану , всё это с подробным описанием есть в сети.
Остановлюсь ещё на паре параметров сабфурерных головок которые являются одними из основных , на ряду с номинальным сопротивлением.
Это такие параметры как воспроизводимая мощность и чувствительность динамика.
На сегодняшний день существуют 3 вида мощности динамика (по стандартам AES - Общество аудио инженеров)
это номинальная мощность или RMS , программная или музыкальная мощность и пиковая.
Измеряется мощность в Ваттах на Ом , то есть , например ,такой то динамик может при номинальном сопротивлении таком-то , воспроизводить такую-то мощность.
Параметр воспроизводимой мощности динамика рассчитывается и испытывается в лабораторных условиях на стадии разработки-запуска в производство.
Чем выше номинальная мощность динамика (RMS) тем более мощнее может звучать динамик , при правильно подобранных параметрах усилителя (выходной мощности усилителя), тем более долгий промежуток времени , звуковая катушка динамика сможет работать без перегрузки (перегрева) способной привести к её выходу из строя , как правило перегоранию , либо спеканию витков обмотки между собой за счёт перегрева.
Как бы то ни было, поскольку номинальная мощность самая маленькая из вышеприведенных, то ряд производителей идет на небольшую хитрость: на упаковке и первой странице инструкции крупно приведены неоправданно большие цифры мощности без указания ее типа, а истину можно установить, только найдя в документе технические параметры, или посмотрев на тыльную сторону динамика, или поискав какую-нибудь малозаметную надпись на упаковке. Не попадитесь на эту уловку.
Чувствительность динамика это понятие – чисто техническое, отражающее КПД динамика. Характеристическая чувствительность АС (динамика) – отношение среднего звукового давления, развиваемого АС в заданном диапазоне частот (обычно 100… 8000 Гц) на рабочей оси, приведенное к расстоянию 1 м и подводимой электрической мощности 1 Вт и выражается этот параметр в дБ/Вт/м
То есть если перевести на русский - чем выше параметр чувствительности динамика , тем большую мощность он будет отдавать при одинаковой подводимой от усилителя мощности , то есть динамик с чувствительностью 92 дБ/Вт/м будет играть громче динамика с чувствительностью 89 дБ/Вт/м от одного и того же усилителя!
Вроде с основными характеристиками динамиков использующихся в сабвуферах разобрались , можно перейти к типам используемых корпусов.

Самый простой вариант это закрытый ящик.
У такой формы корпуса есть как свои плюсы так и минусы , тут уж выбор за вами.
Из плюсов стоит отметить качество звучания при правильно подобранном объёме корпуса.
Из минусов не возможность воспроизведения самых нижних частот звукового диапазона без дополнительных манипуляций с аппаратурой или значительном увеличении размера ящика.
Вариант исполнения сабвуфера в закрытом ящике считается вариантом с самым низким КПД.

Изображение

Следующий вариант это ящик с фазоинверторным портом

Изображение

На сегодняшний день это один из самых распространённых вариантов исполнения корпуса автомобильных сабвуферов.
Имеющий за счёт фазоинверторного порта возможность воспроизводить в полном объёме самый нижний звуковой диапазон ,
так же имеющий высокий КПД.
Но всё это достигаетсяпутём сложных рассчётов , а не на глаз , в противном случае можно получить пародию на сабвуфер имеющую
"жирный" расплывчатый гудящий бас. Ещё стоит отметить , что сейчас многие изготовители для экономии средств не ставят на пластиковый порт фазоинвертора
внутри корпуса специальную развальцованное (как на фронтальной стенке саба) кольцо , таким образом воздух выдуваемый изнутри корпуса может создавать призвуки за счёт острых торцевых краёв трубы.
Так же в продаже появились фазоинверторный сабвуферы , у которых порт (отверстие) фазоинвертора расположено на боковой стенке корпуса , что является 100% разводом (во всяком случае в случае домашней акустики)
так как порт должен располагаться либо на фронтальной стенке , либо на тыльной стенке корпуса сабвуфера.
Сама идея фазоинвертора в том и заключается , что воздух выдуваемый из порта фазоинвертора суммируется (на одной фазе) с воздухом который толкает фронтальная часть диффузора динамика и таким образом значительно усиливается.

Третий распространённый тип корпусов для фазоинверторов это Банд Пасс

Изображение

Подобный тип корпуса очень сложен в рассчёте и изготовлении , но зато считается при правильном изготовлении (в варианте с двумя фазоинверторами) самым эффективным.
На сегодня я лично видел такие корпуса только промышленного изготовления.

Ну и на последок хочу остановится на материале изготовления корпусов автомобильных сабвуферов.
Вроде сегодня на рынке нет откровенной халтуры , есть правда сабвуферы Mistery , чьи корпуса изготавливаются из прессованной бумаги , хотя достаточно качественно , но как в прочем и для всех других материалов для них страшна - вода , под воздействием которой они
размокают до кашеобразного состояния. Вообще чем толще стенки ящика сабвуфера тем лучше , это исключает возможность возникновения всяких призвуков. Идеальным материалом считается фанера , но её не используют для удешевления корпусов , делая их из ДСП.
Надеюсь вся эта информация для кого нибудь окажется полезной при выборе сабвуфера.
Бараны сбиваются в стадо , львы держатся порознь
Антуан де Ривароль

Смоленск

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей


Яндекс.Метрика